Нарратив, дискурс, деконструкция

«Подростковый возраст» – недавнее приобретение человечества, в предыдущие исторические периоды люди переходили прямо из детства во взрослость, причем безо всякого отделения от родителей Примеры иных траекторий взросления мы можем обнаружить и у коренных народов, представителей неевропейских культур Тирания этих эталонов заставляет нас считать себя безобразными, ленивыми, безвольными и нежеланными ван Геннеп, В Например, существует убеждение, что «для подростков нормально переживать период бунта и стремиться отделиться от родителей» Когда человек приходит за помощью к психотерапевту или священнику, тот просит рассказать (историю) о том, что человека беспокоит Используемое здесь понимание термина «дискурс» подразумевает набор якобы само собой разумеющихся убеждений, лежащих в основе множества разговоров в определенном социальном контексте, – убеждений о том, что «нормально» или «принято» По мнению Мишеля Фуко, в обществе существует негласное требование рассматривать самих себя с точки зрения некоего гипотетического наблюдателя-контролера, которому известны нормы и эталоны внешнего вида, образа жизни и поведения В нашей культуре распространенным является пример детей из семей с одним родителем, чаще всего женского пола, которые у нас называются «неполными» (даже сам этот термин транслирует убеждение о том, что в подобных семьях что-то не так), – в школе им часто напоминают об их отличии от так называемой «нормы», когда им приходится заполнять различные формы и бланки, составленные с расчетом на «правильную», «полноценную» семью.

Доминирующие культурные истории во многом ограничивают возможности людей, которые хотели бы что-то изменить в своей жизни Тернер), психологии (Дж.Брунер, Т.Сарбин, Л.С.Выготский и др.), теории литературы (В.Пропп, М.М.Бахтин, Н.Фрай), истории систем познания (М.Фуко, К.Герген), биологии и теории систем (Г.Бэйтсон, У.Матурана) Влияние этого и подобных убеждений прослеживается в специализированной литературе по семейной психотерапии, в речах политиков об обеспечении условий для развития подрастающего поколения, в беседах учителей с родителями в школе и в разговорах подростков между собой В проекте тюрьма представляет собой цилиндрическое строение со стеклянными внутренними перегородками Даже если такие проблемы не возникают, недовольство собственным внешним видом может мешать юношам и девушкам заниматься физкультурой и спортом, негативно сказываться на их отношениях со сверстниками За время обучения в школе дети и подростки присваивают этот оценивающий, критический взгляд на себя как бы со стороны Э.Брунер, однако, заявляет, что истории, которые мы рассказываем о самих себе и других, и те истории, которые другие люди рассказывают о нас и о себе, не только и не столько описывают уже существующую реальность, сколько формируют ее Люди, работающие в нарративном подходе, обретают средство менять ситуации, где причиной возникновения и поддержания проблемы является дисбаланс власти, например, ситуации самоутверждения одного человека или группы за счет систематического унижения другого человека или группы (иначе говоря, ситуации травли).

Нарративный подход к работе с людьми основывается на идее о том, что мы строим свою жизнь в соответствии с историями, которые мы рассказываем о себе самим себе и другим, и в соответствии с историями, которые рассказывают о нас другие люди В основе нарративного подхода лежат идеи, разработанные в рамках разных дисциплин: этнографии (К.Гирц, Э.Брунер, В Работу по сведению этих идей в единое нечто, получившее название нарративной практики, проделали – по большей части, но не исключительно – Майкл Уайт и Дэвид Эпстон.

Истории играют важную роль в любой культуре

“Паноптикум” Иеремии Бентама

фрагмент составленного Дарьей Кутузовой обзора “Нарративный подход в работе психолога образования” Поэтому нарративные практики уделяют распаковке этого явления, «выведению его на чистую воду», иначе говоря, деконструкции, много внимания.

Деконструкция

Когда мы деконструируем доминирующие дискурсы, открываются новые возможности Узники не знают, в какой точно момент за ними наблюдают и у них создается впечатление постоянного контроля Альтернативные способы действия часто остаются невидимыми, незамеченными Конечно, воздействие оценивающего взгляда, надзора, выходит далеко за рамки изнурения тела – оно затрагивает все области жизни Консультант может задать тому, кто обратился за помощью, следующие «деконструирующие вопросы»:
• Существуют ли какие-либо способы поведения, которые кажутся более естественными в этой ситуации?
• Какие у вас есть представления о проблеме/ситуации, которые могли бы объяснить, почему вы повели себя именно так?
• Где вы этому научились?
• Откуда взялись идеи, побудившие вас поступить именно так?
• Был ли такой способ поведения всегда полезным для вас?
• Есть ли в вашей жизни кто-то, кто поддерживает этот способ поведения?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *